Финиш, или о том, почему Александр Лукашенко не станет второй раз президентом

26.06.2001

Диктатор Центрально-Африканской империи Жан-Бедель Бокасса полтора десятка лет безнаказанно занимался людоедством. Части тел убитых противников хранились в холодильнике и из них диктатору готовили лакомые блюда. Личный повар Бокассы поведал, что в зарубежные поездки правитель-людоед брал с собой колбасы и ветчину, изготовленные все из того же сырья. Посещал он и Советский Союз, где давал обеды в честь советского руководства. Что там подавали к столу, теперь уже не установишь. Однако вот что писала газета «Правда» от 1.08.70 г.: «Советские люди приветствуют приезд Жана-Беделя Бокассы и выражают уверенность, что его визит послужит еще большему укреплению дружбы и сотрудничества между СССР и Центрально-Африканской империей».

Африканское сообщество, до конца не преодолевшее элементы первобытно-племенной архаики, не выработало надежных этических и правовых барьеров для подобного рода варварства. На части африканского континента до сих пор бытуют верования, согласно которым человек, съев своего противника, становится обладателем его индивидуальных качеств — ума, решительности, храбрости, быстрой реакции и т. д. Бокасса — дитя африканской истории и культуры. Он знал неизжитые формы поведения в африканском мире и вполне сознательно и безнаказанно пользовался ими в своих политических целях.

В отличие от Африки, европейское сообщество давно и бесповоротно распростилось с варварскими традициями и привычками пещерного периода человечества. Европейский мир «являет собой авангард нравственного и правового развития земной цивилизации. Нравственные и правовые стандарты Европы, ее опыт строительства общественной жизни на основе демократии и безусловного признания необходимости обеспечения безопасности отдельной личности вольно или невольно побуждают остальную часть человечества двигаться в схожем направлении.

Выводы, которых невозможно избежать

Европейская политическая культура особенно щепетильна в отношении допустимого. Политику, действующему в поле европейских политических ценностей, могут списать самые нелепые ошибки. Но он обречен, если его власть допускает попрание прав и безопасности отдельной личности, если в результате пропадают политические противники.

Леонид Кучма в общении с министром внутренних дел допустил высказывания вроде того, что надо бы журналиста Гонгадзе, который своими публикациями порочит президента Украины, «запхнуть назад». После этого журналист исчез, а расшифровка магнитофонной записи разговора попала в прессу. Хотя вина Кумы не установлена, теперь он который месяц находится под подозрением и его политическая карьера может в любой момент оборваться. Европейское политическое сообщество отторгает политических лидеров, если на них падает тень даже малейшей причастности к «мокрым» делам.

В Беларуси на протяжении нескольких лет при загадочных обстоятельствах исчезают политические противники властного режима: Захаренко, Гончар, Красовский, Завадский. Предположения о том, что эти лица стали жертвами политических убийств, заказчики которых находятся в структурах власти, в прессе появились давно.

Но материалы на эту тему, распространенные через Интернет 11 июня, выводят ее на совершенно новый политический уровень.

Во-первых, холодящие душу рассуждения о заказных убийствах противников режима переходят из плоскости домыслов и предположений в разряд тяжких уголовных преступлений, которые могут быть изобличены документами следственного дела, а также профессиональными свидетельствами участников расследования. Государственные следователи Дмитрий Петрушкевич и Олег Случек обнародовали не гипотезу, а конкретные результаты проделанной под руководством прокурора республики Божелко и председателя КГБ Мацкевича следственной работы по фактам исчезновения людей.

Во-вторых, из предоставленной Петрушкевичем и Случеком информации вытекает, что в стране действует хорошо организованная банда (так называемый «эскадрон смерти») нанятых государством, точнее, исполнительной властью, убийц. На протяжении нескольких лет преступная группа, если верить следователям, похитила и убила более 30 человек, в их числе оппозиционных режиму политических деятелей.

В-третьих, из сделанных разоблачений следует, что концы злодеяний теряются где-то в районе Северного кладбища в Новинках. Начала же ведут к государственным чиновникам высшего ранга. Следователи указывают на бывшего министра внутренних дел (ныне высокопоставленного работника Администрации президента) Юрия Сивакова как непосредственного организатора бандитского формирования. Далее фигурирует бывший госсекретарь, ныне Генеральный прокурор, Виктор Шейман, приказавший Сивакову создать «эскадрон», а также сообщавший министру, кто назначен очередной жертвой.

Следы ведут на самый верх

Наконец, в-четвертых, обнародованные данные заставляют поднять вопрос о той роли, которую играет во всех «громких делах» глава государства.

Непосредственным образом в материалах следствия он не фигурирует. Но Совет безопасности, по определению, является самой близкой к первому лицу государства структурой созданной в Беларуси системы исполнительной власти. Госсекретарь Совбеза не имеет воли, отличной от воли своего непосредственного руководителя. Точно так же министр внутренних дел, непосредственно подчиняющийся главе государства, не может действовать вразрез с его волей. Следовательно, не должны ли мы сделать вывод о том, что и Шейман, и Сиваков были всего только вторым звеном?

Вопрос об отношении главы государства к организации государственного террора усугубляется тем, что в момент, когда следственная работа по разоблачению преступной группы близилась к завершению, он своим указом от 27 ноября 2000 года снял с должности председателя КГБ Мацкевича и Генерального прокурора Божелко, назначив вместо последнего подозреваемого Шеймана. Зачем это понадобилось, если руководитель страны хотел истины, а не добивался того, чтобы, как говорят, спрятать концы в воду? Почему после проведенных многочисленных кадровых рокировок в силовых ведомствах, вдруг отпала необходимость привозить из Москвы заказанную ранее лично Божелко специальную технику для отыскания трупов под землей?

То, что Запад не заблуждается относительно сущности утвердившегося в Беларуси режима власти, было ясно давно. В глазах западного мира Лукашенко и его соратники переступили границу допустимого не сегодня и не вчера. Западные дипломаты регулярно и методично заостряют внимание общественности на антидемократических проявлениях политики «Красного дома», на диктаторских поползновениях его хозяина. Западное сообщество не раз и не два поднимало вопрос о необходимости остановить массовые нарушения прав личности в Беларуси, творимые белорусской властью. Западные правительства неотступно требовали и требуют восстановить в белорусском обществе действие норм европейской цивилизации, отвергающей насилие и авторитарные методы правления.

Однако в Беларуси влияние Запада не есть главный фактор внешнего воздействия на ее политическую жизнь. Определяющую роль в этом вопросе играет восточная соседка. До недавнего времени Москва относилась вполне снисходительно к выходкам белорусской диктатуры. Прежнее кремлевское руководство, не успевшее выветрить советские внешнеполитические подходы, во многом разделяло логику коммунистических вождей. В Политбюро ЦК КПСС рассуждали примерно так: конечно, Бокасса-людоед, но он дружественно настроен к Советскому Союзу, готов защищать на африканском континенте наши интересы, поэтому лучше не будем замечать его людоедских безобразий.

Борис Ельцин, искренне веривший в интеграционные прожекты официального Минска, боясь остудить интеграционное рвение белорусского вождя, предпочитал закрывать глаза на «африканский» беспредел дружественного Москве режима.

Новый диагноз Кремля

С появлением у российского штурвала образованного и амбициозного Владимира Путина, которому не чужды европейские манеры и желание быть вхожим в западный политический клуб, отношение Москвы к одиозному белорусскому начальнику заметно переменилось. Попытки нового российского руководства с помощью экономических рычагов и дипломатических увещеваний «перевоспитать» белорусский режим, побудить его соблюдать правила приличного поведения довольно скоро завершились осознанием того, что «горбатого» может исправить только могила.

Надо полагать. Кремль поставил этот диагноз намного раньше того, как появились публичные признаки его готовности расстаться с «великим» интегратором. Чтобы убедиться в этом, вернемся к драматическим событиям осени прошлого года, когда жуткая и таинственная история с пропажей людей была близка к полной разгадке.

Кто вмешался и воспрепятствовал успешному завершению расследования «громких дел», ясно? Однако кто инициировал следственные действия по изобличению преступной банды да еще инициировал на самом высоком уровне? Кому понадобились материалы следствия?

Предполагать, что в этом был заинтересован «Красный дом», учитывая уже известные факты, не слишком серьезно. Допустить, что Мацкевич и Божелко проявили служебное рвение и по собственной инициативе решили распутать «громкие дела», тоже не слишком убедительно. Действуя самостоятельно, без покровительства могущественной внешней силы, они рисковали не только карьерой. Думать, что такой внешней силой мог быть Запад, тоже не слишком серьезно. Особенно, если учитывать то, что и Божелко, и Мацкевич (особенно Мацкевич) возглавляли структуры, которые, так сказать, генетически связаны с российской ФСБ, главной наследницей советского КГБ. Иначе говоря, есть немало оснований считать, что и генеральный прокурор и главный чекист Беларуси, принимаясь за расследование, действовали в рамках проекта, который был инициирован Лубянкой.

Добытая в результате расследования «громких дел» компрометирующая Лукашенко информация минувшей осенью несомненно попала в Москву. Получение компромата на А. Г. по сути дела стало первой фазой подготовки операции возможного «ухода» его с политической сцены. Началось же с прошлогоднего задержания на территории Чечни члена бандитского формирования Игнатовича. За 10 дней, которые он провел под арестом в России, работники российских спецслужб выпотрошили из него все, что касается деятельности «эскадрона смерти» (почти наверняка показания бандита зафиксированы на видеопленку и в нужный момент могут быть предъявлены широкой публике).

Но Москве требовались данные, документально подтверждающие, что в руководимой «лидером всех славян» соседней республике организован государственный террор. Поэтому Игнатовича «отпускают» домой. В Беларуси его задерживают вторично (надо думать, не без подсказки российских спецслужб). Теперь уже белорусские следственные органы берут у бандита показания.

Так дело попало к Божелко и Мацкевичу. Именно эти двое, образно говоря, взяли в свои руки заготовку дров для костра, на котором Кремль уже начал жечь остатки популистской репутации белорусского автократа.

Костер для бывшего союзника

Собственно, то, что кремлевские политические технологи разводят костер для своего бывшего клиента, стало очевидно, когда смещенный шеф белорусского КГБ оказался в Москве и был, как говорят, принят Пуганым, а Лукашенко, рвавшийся к нему на прием, уехал из Кремля не солоно хлебавши. В ряду знаковых фактов следует рассматривать также то, что официальный Минск до сих пор не получил от Москвы обещанных ста миллионов долларов стабилизационного кредита, который хозяину «Красного дома» накануне выборов нужен позарез.

Однако к настоящему политическому аутодафе поднадоевшего царька Кремль приступил недавно. Программа Владимира Познера «Времена» на ОРТ дала старт кампании публичного развенчания белорусского правителя. То, что практически все центральные телевизионные каналы России подробно, с комментариями осветили сенсационную информацию следователей Петрушкевича и Случека, говорит о том, что эта кампания будет продолжаться и нарастать. В скором времени мы окажемся свидетелями новых сенсационных разоблачений.

По пути в Европу хозяева Кремля не хотели бы портить репутацию общением с тем, кто заявил: «Я свое государство за цивилизованным миром не поведу». Недавняя встреча Путина и Буша в столице Словении Любляне показала, что Россия и Запад хотят сближения. Декларацию Буша о том, что Россия-часть Европы и, следовательно, никакие буферные зоны не нужны, российский лидер встретил с явным удовлетворением.

Фактически — это приговор белорусскому «защитнику» российских интересов. Зона геополитического отчуждения от западного мира, в которую Лукашенко превратил Беларусь, больше не требуется. Надо полагать, Буш и Путин сошлись на том, что Беларусь останется в зоне геополитического влияния России, но все-таки пойдет за цивилизованным миром. Стало быть, недавнему союзнику пора выходить на финишную прямую.

Таким образом. Кремлю самое время расчищать белорусскую политическую сцену от присутствия раздражающего его и Запад клиента. На мой взгляд, визит Лукашенко в Белокаменную (20-21 июня) связан, прежде всего, с этим обстоятельством. Можно не сомневаться, что белорусский правитель умолял о поддержке. Надо думать, кремлевские хозяева, среди прочего, советовали ему уйти по добру по здорову, под каким-либо предлогом отказавшись от участия в президентской гонке. Возможно, для пущей убедительности ознакомили А. Г. с пока еще секретными документами собранного на него досье.

Учитывая упрямый характер шкловца, трудно сказать, внемлет ли он кремлевским советникам. Если «да», то скоро белорусское общество столкнется с совершенно новой ситуацией на президентских выборах, к которой политические силы страны в общем-то не готовились. Если «нет», то белорусскую аудиторию ожидает новая волна информации о «праведной» жизни и деятельности главного белорусского начальника.

Разумеется, в обоих случаях шаги Кремля не следует расценивать как намерение его хозяев расстаться с миссией «старшего брата», оставить белорусов наедине с их проблемами. Однако это тема отдельного разговора.

Сейчас же принципиально важно отметить, что идейные наследники Бокассы в Беларуси обречены, политическая почва уходит у них из-под ног.

В этой связи хочется сказать: наступил момент определиться всем, кто не разделяет идей режима и не участвует в его сомнительных делах. Работники государственного аппарата, руководители производства, работники силовых структур, колеблющиеся политики, присоединяйтесь к широкому народному движению «За новую Беларусь», которое ставит своей целью очистить страну от душегубов и разрушителей. Ваш опыт, ваши организационные возможности помогут белорусскому народу избрать легитимного демократического президента. Вместе мы возродим наше Отечество!

Вячеслав Оргиш
«Народная Воля»