За четыре недели до президентских выборов Лукашенко подозревается в убийствах

07.08.2001

«Белорусские беглецы обвиняют президента Лукашенко в организации похищений и убийств оппонентов режима», — статья с таким заголовком была опубликована вчера в немецкой газете Frankfurter Rundschau. Журналист Штэфан Кох пишет: «На белорусское руководство падает ужасное подозрение: за четыре недели до президентских выборов оно обвиняется в организации исчезновений оппозиционеров. Эти обвинения не только исходят из самой Беларуси, они были очень серьезно восприняты и в Соединенных Штатах Америки».

«Слухи об этом ходили не один год. Однако ранее тот, кто утверждал, что в Минске существует группа, которая по приказу сверху уничтожает людей, мог бы быть назван оппозиционным бунтарем. Теперь, в разгар президентской кампании, даже правительство США рассматривает эти подозрения как целиком правдоподобные: пресс-секретарь Госдепартамента Чарльз Гантер заявил в Вашингтоне, что существуют «достойные доверия и подробные свидетельства» об убийствах людей в Беларуси. Так называемый эскадрон смерти в последние годы целенаправленно похищал и убивал ведущих деятелей оппозиции. Эта информация идет от двух белорусских беглецов, получивших политическое убежище в Соединенных Штатах.

Дмитрий Петрушкевич и Олег Случек в качестве сотрудников государственной прокуратуры расследовали дело об исчезновении телеоператора Дмитрия Завадского, который исчез в июле 2000 года. После того, как один следователь по этому делу неожиданно умер, а один свидетель будто бы был убит, они решились бежать. «Это было единственное правильное решение, и мы очень серьезно относимся к их свидетельствам», — заявил представитель Госдепартамента Гантер.

Независимо от каких-либо подозрений, — пишет дальше газета, — есть неоспоримые факты — Виктор Гончар, Геннадий Карпенко и Юрий Захаренко были одними из самых влиятельных политиков, которые не прятали своего критического отношения к Лукашенко. И они исчезли, как Завадский, или умерли при невыясненных обстоятельствах, как Карпенко.

По свидетельству беглецов, эти люди стали жертвами специальной группы, на счету которой — несколько десятков убийств. Четыре года назад Лукашенко дал приказ тогдашнему шефу Совета Безопасности Виктору Шейману создать спецотряд, задача которого — организовывать исчезновения политических оппонентов, не оставляя за собой никаких следов.

Правда, как отмечают западные наблюдатели, при последней «операции» у эскадрона смерти вышла осечка — исчезнуть должен был не оператор, а журналист российского телеканала ОРТ, с которым Завадский должен был встретиться в аэропорте Минск-2. И вот теперь следствие затягивается до бесконечности, тогдашний генпрокурор прячется за границей. Сведения об эскадроне смерти опираются не только на свидетельства следователей, но и на документы, переданные общественности руководителем белорусских профсоюзов и претендентом на президентский пост Владимиром Гончариком. Эти документы были переданы 61-летнему Гончарику анонимно. Вероятно, сотрудники режима посчитали, что высказать публично обвинения в адрес режима не рискуя жизнью может только известный всей стране оппонент авторитарного режима.

Жители Минска также требуют от властей объяснений: школьники и студенты уже которую неделю развешивают на городских стенах портреты исчезнувших. Даже когда люди исчезают мгновенно, память о них остается надолго».