Лукашенко признался в убийстве
31 октября 2001

Аналитическая программа «Панорама» белорусского телевидения показала вчера фрагмент выступления президента Александра Лукашенко в Гомеле, в котором тот фактически признался, что имел прямое отношение к устранению крупного криминального «авторитета».

Господин Лукашенко, посетив Гомель, решил рассказать гражданам Беларуси о своей успешной борьбе с преступными элементами. Президент сообщил, что еще пять лет назад «через определенных жуликов» он предупредил криминальных лидеров: «Не дай Бог где-то вы создадите обстановку криминальную, я вам поотрываю всем головы». Президент признался, что у него в сейфе лежит подготовленный МВД список всех белорусских уголовных «авторитетов». «Мы знаем всех, и не дай Бог им шевельнуться! — пригрозил господин Лукашенко. — Они этого жутко боятся: 'Да ну, хлопцы, батька сказал, замочит'». Разгорячившись, президент продолжил откровения: «Был случай, когда они неправильно себя повели. Помните вы этих щавликов и прочих. Где они сейчас? Поэтому в стране порядок и все довольны».
Многими в Беларуси слова президента были истолкованы как прямое признание в причастности к устранению криминального «авторитета» Щавлика. Это имя всплыло в июне 2001 года, когда бывший следователь белорусской прокуратуры Олег Случек впервые обвинил власти Беларуси в организации политических убийств. Господин Случек заявил тогда, что в 1996 году секретарь Совета безопасности РБ Виктор Шейман поручил командующему внутренними войсками Юрию Сивакову создать команду, способную выполнять любые задания, вплоть до убийства.

По утверждению господина Случека, в результате была создана группа, в которую входили господа Игнатович, Гуз, Малик, Саушкин, в настоящий момент обвиняемые в похищении телеоператора ОРТ Дмитрия Завадского (о начале закрытого судебного процесс против «четверки Игнатовича» Ъ писал на прошлой неделе). Следователь Случек, получивший сейчас политическое убежище в США, заявлял также, что созданной группе было поручено отработать на криминальных «авторитетах» схему «идеального убийства», которую затем можно было бы применить для устранения политических противников президента. «Первым пропал белорусский 'вор в законе' Щавлик,– вспоминает Олег Случек.– Затем группе стали поручать более серьезные 'заказы' — политические». Всего, по утверждению следователя, спецгруппа совершила более 30 убийств.

Комментируя по просьбе корреспондента Ъ сенсационное заявление шефа, пресс-секретарь белорусского президента Николай Борисевич заявил вчера, что господин Лукашенко к заказным убийствам Щавлика и прочих «отношения не имел и не имеет». Однако известный адвокат Гарри Погоняйло, который в 1997 году был защитником Павла Шеремета на громком процессе по обвинению сотрудников ОРТ в незаконном пересечении белорусско-литовской границы, сообщил, что криминальные «авторитеты» в Беларуси действительно поставлены на «оперативный учет». В 2000 году только в Минске на учете стояло около 200 человек. «После того как Щавлик широко, открыто отпраздновал свою свадьбу или день рождения (там были Шуфутинский и другие эстрадные звезды), президент Лукашенко действительно вызвал министра внутренних дел и указал на то, что с этими людьми пора кончать»,– заявил адвокат Погоняйло. В минском воровском мире также подозревают, что ликвидацию некоторых преступных «авторитетов» осуществили спецслужбы.

Гомельское признание Александра Лукашенко Гарри Погоняйло прокомментировал так: «В своих служебных и порой неслужебных делах и высказываниях он (президент Лукашенко.– Ъ) действительно ведет себя как пахан, то есть глава преступной группировки».

Юрий Свирко
«Коммерсант»