Охота: кто следующий?

21.10.2002

Вновь накатила волна избиений независимых политиков, журналистов, деятелей культуры. Кому выгодно нагнетать парализующую атмосферу страха в этой среде? Или речь идет только о цепочке случайностей, происходящих с неслучайным кругом людей? Почему «хулиганы» сегодня на редкость политизированы? А может, избивают и товарищей, приближенных к власти? Предлагаю вам самим ответить на эти вопросы, ознакомившись со следующими фактами.

1996 ГОД
Октябрь. В автокатастрофе погибает политик, политолог и журналист Анатолий Майсеня. По версии милиции, Анатолий УСНУЛ за рулем, в результате чего врезался в грузовик. Юрий Захаренко после осмотра места катастрофы уже не сомневался: Майсеню убили. Сразу же поползли слухи, что его гибель оказалась увертюрой к референдуму 24 ноября 1996 года. Уголовное дело НЕ ЗАВЕЛИ.
Машина, в которой ехал Геннадий Карпенко, тогда вице-спикер Верховного Совета, была обстреляна неизвестными прямо в центре Минска. Причем сразу после того, как заговорили о том, что Карпенко должен возглавить теневое правительство. Возбудили уголовное дело, которое так ничем и не закончилось. Через три года, 6 апреля 1999-го, Геннадий Дмитриевич неожиданно умирает. Все, кто видел его в последний день перед приступом, утверждают: он был оживлен, здоров, жизнерадостен. Признаков недомогания не заметили. Хотя, по заключению медиков, у него был приступ гипертонии и давление за 200. Незадолго до этого Геннадий Дмитриевич рассказывал, что его пытались отравить. Напомним, Геннадий Карпенко, доктор технических наук, член-корреспондент Национальной академии, академик трех отраслевых и международных академий, лауреат Госпремии, автор 50 изобретений, тогда был первым и единственно реальным кандидатом оппозиции на президентских выборах. Уголовное дело по версии «отравление» НЕ ЗАВЕЛИ, более того, тело даже не подвергли судмедэкспертизе.
1997 ГОД
10 февраля стреляли в окно рабочего кабинета редактора газеты «Свабода» Игоря Герменчука. Благо его в тот момент не было. Сплющенная пуля лежала в комнате. Милиция, вызванная журналистом, определила: стреляли из малокалиберного оружия. Интересно, что накануне обстрела президентская пресс-служба в очередной раз нелицеприятно высказалась в адрес газеты «Свабода».
В тот же день напали на Анатолия Лебедько. На лестничной площадке его встретили двое, сразу начали бить, когда же Анатолий упал — продолжали месить ногами. Версия ограбления отпадает: ничего похищено не было.
И Герменчук, и Лебедько заявили, что речь идет о политическом преследовании.
Нападавших НЕ НАШЛИ.
23 декабря неизвестными был избит белорусский режиссер-кинодокументалист Юрий Хащеватский. В мастерскую ворвались двое «братков». Поработали «на совесть» — на следующий день режиссер передвигался на костылях. Причем нападавшие ничего не взяли из находившейся там ценной компьютерной, аудио- и видеотехники. Сразу же поползли слухи, что это месть за гражданскую позицию, за его фильм «Обыкновенный президент», получивший широкое признание за рубежом и не имеющий тогда шансов быть открыто представленным белорусскому зрителю, наслышанному о нем. В Беларуси это киноповествование сразу попало в разряд запрещенных, все белорусские таможни бдительно изымали кассеты с «крамольной» лентой. Кстати, за два дня до инцидента фильм был показан по европейскому каналу «Артэ» и вызвал большой резонанс. Канал имеет одну из самых больших аудиторий в Германии и Франции, его зрители — интеллигенция и руководящая элита. «Мне делались определенные намеки, поступали советы от «доброжелателей». Один раз даже открутили болты на переднем колесе моей машины. То, что происходит в Беларуси, это цепь очень неслучайных случайностей. У меня нет оснований говорить, что нападение на меня связано с моим фильмом, кроме того, что это весьма возможно», — сказал тогда Хащеватский. А пресс-секретарь администрации президента Валерий Толкачев заявил: право же, нелепо подозревать Билла Клинтона, если какого-то интеллектуала поколотят в США. Тем более что и доказательств ведь никаких. Действительно нелепо, но Беларусь снова выпадает из списка.
Нападавших НЕ НАШЛИ.
1998 ГОД
5 февраля активистами организации «Русское национальное единство» были избиты представители общественной инициативы «Xартия`97». В результате инцидента серьезно пострадал координатор по международным вопросам Андрей Санников. Представители «Хартии» Олег Бебенин и Дмитрий Бондаренко оказали нападавшим, которых было около двадцати, активное сопротивление. Когда их избивали, бритоголовые кричали: «Это наша страна! Это наша земля!». (автор статьи ошибся. На самом деле, нападение на активистов Хартии произошло в феврале 1999 года — прим. пресс-центра Хартии’97)
Часть нападавших нашли, но уголовное дело ЗАКРЫЛИ.
2 апреля во время праздника единения Беларуси и России на площади Победы неизвестные избили одного из лидеров БНФ Вячеслава Сивчика и шедших вместе с ним молодых людей.
Нападавших НЕ НАШЛИ.
1999 ГОД
24 апреля в автокатастрофе погиб председатель профсоюза «Садружнасць» Арнольд Печерский. Интересно, что в это время он занимался организацией всебелорусской акции протеста, назначенной на 1 мая. Арнольд был одним из тех, кто нашел аргументы, способные убедить чиновников: непопулярные меры могут привести к тому, что остановятся предприниматели по всей стране и государство недополучит гораздо больше денег. К тому же он был доверенным лицом кандидата в президенты Михаила Чигиря и принимал активное участие в подготовке выборов президента, назначенных ВС на 16 мая. По медицинскому заключению, смерть наступила в результате перелома свода черепа и ушиба головного мозга. Водитель не пострадал. По его версии, во время движения он и пассажир УСНУЛИ, и машина врезалась в стоящий на дороге «ЗИЛ» как раз той стороной, где сидел Арнольд. Настораживает: один из участников аварии погиб, второй отпущен под подписку о невыезде, но на похороны не пришел. Кстати, за несколько месяцев до гибели Печерский говорил, что за ним установлена слежка.
Уголовное дело НЕ ЗАВЕЛИ.
7 мая был похищен экс-министр внутренних дел генерал Юрий Захаренко.
16 сентября в центре города были похищены вице-спикер ВС Виктор Гончар и бизнесмен Анатолий Красовский. До сих пор ничего о их судьбе НЕ ИЗВЕСТНО.
В октябре около десяти молодчиков напали на известного писателя Артура Вольского. В результате он получил серьезные травмы, но главной, по словам его сына, была травма душевная. С тех пор Артур Витальевич стал очень сильно сдавать, что и послужило причиной его недавней смерти. Нападавших НЕ НАШЛИ.
В начале декабря трое неизвестных избили Леонида Миндлина, автора документальных фильмов о Беларуси, самый известный из них — «Страх». Преступники ничего не взяли, что исключает версию о нападении с целью ограбления. Незадолго до инцидента Леониду звонили «доброжелатели» и интересовались, что он ЕЩЕ собирается снимать в Беларуси. Нападавших НЕ НАШЛИ.
19 декабря в Витебске был избит Борис Хамайда, член правозащитного центра «Вясна», главный редактор газеты «Выбар», который, кстати, является и лауреатом премии Алеся Адамовича за активную бескомпромиссную политическую деятельность по защите демократии и прав человека в Беларуси.
Нападавших НЕ НАШЛИ.
2000 ГОД
В июне Илья Лемешевский, сын экс-заместителя главы экспертного совета Кабинета Министров РБ по экономическому развитию, доктора экономических наук, профессора Ивана Лемешевского, был тяжело ранен в область сердца.
Причем это уже третье нападение. Сам Иван Лемешевский считает: это связано с его прежней работой в правительстве В апреле 1999 года Илью забрали на беседу в Совет безопасности, где предложили сотрудничество. Парень отказался. Возможно, совпадение, но через четыре дня его избили и изрезали ножом в подъезде двое неизвестных. В Октябрьском РУВД было заведено уголовное дело, проведено медицинское освидетельствование, были даже по картотеке опознаны нападавшие, и вдруг все следственные действия прекратились.
7 июля оператор белорусского корпункта ОРТ Дмитрий Завадский приехал в аэропорт Минск-2 встретить Павла Шеремета. Однако последний нашел на стоянке аэропорта только пустую машину. С тех пор о судьбе Дмитрия ничего не известно.
Почти два года спустя по этому делу вынесли обвинительный приговор в отношении группы Валерия Игнатовича, признанной виновной в совершении ряда тяжких преступлений, включая похищение Дмитрия Завадского. Семья пропавшего по ряду небезызвестных причин не согласна с приговором. Однако коллегия Верховного суда Беларуси отклонила объединенную кассационную жалобу.
2001 ГОД
В феврале был жестоко избит режиссер негосударственного театра «Вольная сцена» Валерий Мазынский. Он уверен, что это политическое предупреждение. Ранее ему дважды намекали: мол, не нарывайся, тобой интересуются «определенные круги».
Нападавших НЕ НАШЛИ.
После пикета в память о Завадском 7 июля неизвестными были избиты активисты «Молодой Громады» Александр Бородуля, Дмитрий Федорченко и Сергей Подзолка.
Нападавших НЕ НАШЛИ.
Во время опроса населения о голосовании 9 сентября неизвестными были избиты бобруйские независимые наблюдатели Дмитрий Барышников и Олег Буцанец. В Рогачеве совершено нападение на лидера местного отделения «Зубр» Дмитрия Шкулькова. Пострадавшего пришлось госпитализировать.
Нападавших НЕ НАШЛИ.
22 сентября избили редактора незарегистрированной газеты «Шклоўскiя навiны» Александра Щербака. Били так жестоко, что Александр потерял сознание. Версия об ограблении отпадает: «хулиганы» ничего не взяли. А в последнем номере его газеты серьезно критиковался руководитель районной «вертикали». К тому же Щербак фигурировал по возбужденному накануне президентских выборов уголовному делу. Редактор обратился в милицию, но ему вернули только разбитые очки... Нападавших НЕ НАШЛИ.
В декабре покончил жизнь самоубийством активист гомельского «Зубра» Андрей Зайцев. По одной из версий, это итог воздействия спецслужб. Говорят, парня шантажировали угрозой тюремного заключения. Из письма отца Андрея Зайцева президенту: «Я потерял самое дорогое, что у меня было. И теперь прошу только одного — справедливости. Не знаю, есть ли она в нашей стране. За три месяца хождения по кабинетам начальников я не встречал ее. Мне советуют смириться и не копаться в этом деле. Смерть Андрея хотят списать на какие-то обстоятельства, на него самого. Но как объяснить телефонную запись, из которой следует, что моего сына преследовали и третировали. Почему боятся проводить расследование? Я устал бояться чего-то в этой жизни, у меня нет слез, чтобы оплакивать Андрея. Вы отец двоих сыновей и можете понять мое состояние. Вы много говорите про заботу о народе. Я не народ. Я, Юрий Иванович Зайцев, человек, у которого отняли сына и который никогда ничего не просил у власти. Это единственная просьба».
Уголовное дело до сих пор НЕ ЗАВЕЛИ.
2002 ГОД
4 августа жестоко избили Вячеслава Алкаева, сына бывшего начальника следственного изолятора МВД Олега Алкаева, который год назад сбежал за границу, опасаясь преследования белорусских властей. Отец заявил, что ему не хочется верить в связь этого инцидента с ним, но исключить такую возможность не может. Нападавших НЕ НАШЛИ.
14 сентября совершено нападение на председателя исполкома создаваемой Белорусской объединенной социал-демократической партии Алексея Короля. Политика подкараулили поздно вечером возле его дома, нанесли удар по затылку, отчего он потерял сознание. Судя по отметинам, еще раз его ударили по лицу. Исчезли сумка и кошелек, в котором находилась, по его словам, «относительно незначительная сумма денег». Алексей Король возвращался из Вильнюса, где вместе еще с двумя лидерами социал-демократов (Валентиной Полевиковой и Станиславом Шушкевичем) встречался с литовскими коллегами. Сейчас политик полагает, что его встреча с преступниками произошла отнюдь не случайно.
Два месяца назад таким же образом пострадал муж Валентины Полевиковой. Шел домой, получил удар по затылку, очнулся ночью в скверике. Алексей Степанович подозревает, что, как и в случае с ночным ограблением офиса его газеты «Згода», у нападения может быть и политическая подоплека. Возбуждено уголовное дело, нападавших пока НЕ НАШЛИ.
23 сентября неизвестными был избит президент Международной ассоциации белорусистов, ученый и литератор Адам Мальдис. «Хулиганы» прихватили с собой кейс с документами по подготовке белорусско-российских слушаний. Нападавших пока НЕ НАШЛИ.
28 сентября прямо на остановке общественного транспорта неизвестные избили журналиста «Радио Рация» Геннадия Кеснера. По словам матери, у Геннадия открытая черепно-мозговая травма. Обстоятельств, при которых произошло нападение, он не помнит; из личных вещей ничего не пропало. На «Радио Рация» журналист занимается освещением политических тем, готовит репортажи с митингов и мероприятий оппозиции, с судов над их участниками. По факту возбуждено уголовное дело. Нападавших... Угадайте с трех раз.
Помимо этого, только в текущем году избили историка, автора работы «Шляхетская демократия в ВКЛ в XVI-XVII веках» Георгия Галенченко, создателя исторической информатики в Беларуси Владимира Сидорцова, преподавателя факультета журналистики БГУ Николая Коваленко, который в больнице не смог оправиться от полученных травм. Увы, и это далеко не полный список. А если бы я включила в него всех, кого открыто избивали и кому не совсем открыто угрожали, возможно, не хватило бы площади газеты. До сих пор остается тайной, кто пытался запугать в поезде Александра Дубравина, кто ворвался в квартиру Юрия Дракохруста, кто стрелял в машину Виктора Гончара, кто насильственно вывез за город Олега Бебенина и угрожал ему в лесу. Но не секрет, что всех жертв объединяет инакомыслие по отношению к власти.
Повторюсь, НИКТО из «хулиганов» не был привлечен к суду. Лявон Вольский, сын Артура Витальевича, по этому поводу сказал: эффективнее было бы обратиться к криминальным структурам, а в правоохранительные органы — лишь трата времени и сил. И, думаю, не потому, что там работают непрофессионалы. Как однажды сказал мне один полковник: «Нет у людей в погонах права иметь свое мнение, тем более его высказывать!» Без комментариев.
Причем не только милиции, но и простым обывателям известно, что те же скинхэды отлавливают членов оппозиционных молодежных организаций. У них даже отработана тактика ведения подобных мероприятий: разбились на группы по 3-5 человек, далее слежка, отсечение объекта от следующих с ним людей, «разговор по душам», несколько вариантов отхода плюс легенда прикрытия на случай встречи с милицией. Не помню, чтобы кого-нибудь из них задерживали. Случайность?
Чтобы меня не обвинили в предвзятости, я пыталась найти среди людей, обласканных властью, потом в целом просто госчиновников подобные инциденты. Искала долго. Итог: убийства председателя Комитета госконтроля Евгения Миколуцкого и сына президента концерна «Белнефтехим» Ивана Бамбизы. Но даже при огромном желании две эти трагедии сложно связать с политикой.
Мнения специалистов
Дмитрий Партон, начальник управления информации и общественных связей МВД:
— Версия о политическом заказе — полная чушь. Сейчас в целом возросло количество разбойных нападений, и на этом фоне раздули проблему.
Людмила Грязнова, член оргкомитета общественной инициативы «Хартия`97»:
— Загадочные смерти, исчезновения, избиения — не случайность в сегодняшней Беларуси. Уж слишком их много. Прослеживаются две интересные параллели. Люди начали активно пропадать в 1999 году, за два года до повторных президентских выборов. Второй всплеск, уже таинственных избиений, наблюдается сейчас, когда президент заявил о своем намерении избираться на третий срок. Возникает предположение, что это тактика запугивания, подавления гражданского общества в целом.
Нельзя на это закрывать глаза, проходить мимо, быть послушными овечками. Когда избивали Андрея Санникова, никто из прохожих не вмешался. А ведь просили о помощи. На одном из пикетов, когда нас прессовали «фашистики», я около получаса кричала: «Помогите!», — но результат тот же: безразличие или страх. И в таком обществе будут жить наши дети, потому что их родители оказались трусами!
А инакомыслящим политикам, режиссерам, журналистам в нынешней ситуации стоит быть готовыми к тому, что в любой момент им могут заехать по носу и сломать пару ребер. Но главное не бояться, а принять сие как своеобразный атрибут профессии.

«Свободные новости плюс»