Юрий Захаренко: нет уже пять лет
10 мая 2005

Сотни людей с фотографиями похищенных и пострадавших от репрессий белорусских граждан 7 мая провели молчаливую акцию памяти в центре Минска — на Октябрьской площади. Акция «Мы помним!» была посвящена пятилетию похищения бывшего министра внутренних дел Юрия Захаренко. Вечером 7 мая 1999 г. его видели в последний раз, он в последний раз позвонил жене домой и сказал, что будет через 15 минут. Прошло уже пять лет, а Захаренко нет.

Примерно 250-300 человек участвовали в этой акции. В цепочке с портретами Ю. Захаренко и других исчезнувших стояли многие известные белорусские политики, в том числе и сами подвергавшиеся репрессиям. Здесь были руководители Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько и ее почетный председатель Станислав Богданкевич, председатель Партии БНФ Винцук Вячорка, лидеры Белорусской социал-демократической партии (Народная Грамада) Николай Статкевич и Партии коммунистов Белорусской Сергей Калякин, незарегистрированных организаций «Малады фронт», «Хартия’97», »Зубр», присутствовали бывший премьер-министр Михаил Чигирь, бывший депутат Верховного Совета Андрей Климов, правозащитники, супруги похищенных граждан Светлана Завадская и Ирина Красовская.

Несмотря на временами моросящий дождь, акция продолжалась почти час. Не обошлось без провокаций. На площадь заявились полтора десятка молодых людей, преимущественно в черных рубашках и куртках, с шевронами «Русского национального единства», один из лидеров которого, Валерий Игнатович, осужден за похищение журналиста Дмитрия Завадского. Правоохранительные органы «не увидели» свастику на шевронах РНЕ, и только после возмущения участников акции памяти милиция препроводила «эрэнешников» с площади.

Известный правозащитник Олег Волчек рассказал корреспонденту «БР» о поездке к матери бывшего главы МВД 80-летней Ульяне Григорьевне Захаренко в поселок Октябрьский Гомельской области. Правозащитники передали ей материальную помощь, рассказали о последних событиях в Минске, о том, что делами исчезнувших граждан интересуется весь мир. По словам О. Волчека, по-настоящему драматичной была встреча двух матерей, потерявших сыновей, — Ульяны Захаренко и Ольги Завадской. Правозащитник сообщил, что мать Захаренко хочет обратиться к матери генерального прокурора Виктора Шеймана с просьбой помочь установлению правды в этом деле.

Со своей стороны О. Волчек сказал, что, по его мнению, прокуратура продолжает скрывать информацию по делу и не допускает его к ознакомлению с материалами расследования, хотя он имеет доверенность от семьи экс-министра на представление их юридических интересов.

Еще один участник цепи, заместитель председателя Белорусского Хельсинкского комитета Гарри Погоняйло уверен, что правда о политически мотивированных исчезновениях будет установлена. «Важно, что именно компетентные органы Республики Беларусь пришли к выводу, что насильственные похищения, совершенные группой вооруженных лиц, имели место. И то, что люди исчезли в результате совершения против них преступных действий, уже закреплено в процессуальных документах. Также существует ряд процессуальных документов, в которых фигурируют конкретные, установленные оперативными службами КГБ и милиции, лица», — сказал правозащитник.

»Нас очень вдохновила последняя резолюция ПАСЕ. Ее суть в том, что наконец поднят политический шлагбаум на пути возбуждения уголовных дел по исчезновениям граждан вне Беларуси. Многие страны имеют в арсенале своего законодательства процедуры по привлечению к уголовной ответственности неграждан этих стран — за преступления, совершенные против человечества. И сегодня политические ограничения сняты. Более того, еще задолго до принятия этой резолюции Белорусский Хельсинкский комитет с помощью Международной Хельсинкской федерации начал изучать конкретные возможности возбуждения уголовного дела в рамках процедур универсальной уголовной юрисдикции», — добавил Г. Погоняйло.

Один из участников мемориального мероприятия на Октябрьской площади, лидер Белорусской социал-демократической партии (Народная Грамада) Н. Статкевич уверен, что тема похищенных политиков останется остро актуальной, пока общество не узнает всю правду и люди, виновные в совершении этих преступлений, не будут наказаны.

»Время тут ничего не меняет. Невозможно, чтобы в центре Европы исчезали политики и граждане, критиковавшие власть. И пусть нам перестанут лицемерно заявлять, что тысячи пропадают. Это же совсем другое дело, когда в организации исчезновений подозреваются государственные чиновники высокого уровня. Это переворачивает все представления о государстве, которое должно охранять граждан. А оно, наоборот, превращается в такой ситуации в потенциально опасное для гражданина», — сказал Н. Статкевич. Он добавил, что и те, кто совершил эти преступления, сами являются потенциально опасными свидетелями для «заказчиков». «И, возможно, случится такая ситуация, что жизнь этих людей может окончиться очень печально благодаря как раз тем, кто давал им приказы».

Геннадий Барбарич
«Белорусский рынок»