Беларусь станет свободной!
24 февраля 2005

Выступление Ирины Красовской,
лидера гражданской инициативы «Мы помним»
на международной конференции «Новый поход за демократию: выработка повестки дня для Евроатлантического сообщества»

Для меня является большой честью тот факт, что сегодня я присутствую среди людей, которые внесли большой вклад в развитие демократии в Европе. Я также рада тому, что мои соотечественники, один из координаторов движения «Зубр» Владимир Кобец, международный координатор гражданской инициативы «Хартии’97» Андрей Санников и директор Независимого института социально-экономических и политических исследований, которые посвятили себя делу демократических преобразований в Беларуси, также принимают участие в этой важной конференции. Мы должны многому научиться и, возможно, сами кое-что рассказать.

Моя борьба за свободу Беларуси ведет отсчет с 16 сентября 1999 года. В этот вечер моя семья и будущее моих детей были разрушены — наш отец не вернулся домой. Мой муж Анатолий Красовский и его друг, вице-спикер Верховного Совета 13 созыва Виктор Гончар, были похищены и убиты в эту ночь из-за того, что имели мужество поддержать оппонентов Лукашенко.

Все, чем я занимаюсь в последние годы — это борьба: борьба за честь моего мужа; борьба за покой моей семьи; борьба за счастье моих детей; борьба за здоровье моей матери, которая, помогая мне пережить трагедию, заболела и больше не встает с постели; борьба за мою страну и конец диктатуры в ней; борьба за себя.

Две недели назад я дышала воздухом свободы. Я побывала в Киеве и Тбилиси. Это неповторимый воздух. Я видела, как изменились лица людей. По лицам множества людей, которые ходят вечером по городу, я видела, что у них есть ощущение независимости и новых возможностей. Две страны, пройдя такой же, как у Беларуси, долгий и мучительный путь в поисках демократии, наконец, обрели долгожданную свободу. Я поняла: если это произошло в Грузии и Украине, демократия может вскоре наступить и в моей стране.

Светлана Завадская, вдова Дмитрия Завадского, моя близкая подруга и соратник по борьбе, любит цитировать Маргарет Тэтчер: «В политике, если хочешь что-то услышать, то спроси мужчину, а если хочешь, чтобы что-то было сделано — попроси женщину». Взяв за основу этот принцип, мы создали гражданскую инициативу «Мы помним».

Чего мы уже достигли:

- Наш первый успех — в 2002 году Парламентская ассамблея Совета Европы согласилась образовать специальную комиссию по политическим исчезновениям в Беларуси.

- В 2003 году мы работали над продвижением резолюции ООН, которая обязала Беларусь найти ответственных за похищения и отдать их под суд.

- Нам удалось убедить ЕС и США отказать в визах белорусским чиновникам, которые подозреваются в похищениях.

- В 2004 году Парламентская ассамблея Совета Европы ратифицировала доклад Христоса Пургуридеса, который называет режим Лукашенко ответственным за политические исчезновения.

- 20 октября 2004 года президент США Джордж Буш утвердил Акт о демократии в Беларуси, по которому выделяются средства для демократических движений.

Но более важным, чем поддержка международного сообщества, стала растущее внимание общественного мнения внутри Беларуси к политическим проблемам. За прошедшие шесть лет в центре Минска много раз проходили акции протеста против политических исчезновений. В прошлом году, 18 октября более 60 человек были арестованы за участие в этих акциях, и телевизионные кадры столкновения между ними и правоохранительными органами были показаны во всем мире.

Гражданское общество начинает приобретать влияние.

Какие перед нами стоят проблемы?

В 2004 году власть в очередной раз «зачистила» политическое поле. Сегодня ведущие оппозиционные лидеры сидят в тюрьме: Михаил Маринич, ведущий претендент на пост президента, Валерий Левоневский и Александр Васильев, лидеры стачечного комитета предпринимателей.

Режим использует массовые аресты и задержания. Со стороны силовых структур нередки избиения и случаи мародерства. Как метод давления используются избиения видных общественных и политических деятелей группами неизвестных.

Общее количество произвольных задержаний и арестов по политическим мотивам в стране за прошедший год составляет более 1,500 случаев.

Подавление гражданских прав и свобод

2004 год также был годом уничтожения общественных организаций и независимых печатных изданий. Отсутствие альтернативной системы распространения и производства полиграфической продукции приводит к абсолютной монополии властей на рынке средств массовой информации.

Режим стал использовать механизмы закрытия страны для въезда и выезда: представителям белорусских демократических сил отказывают в выдаче разрешительной визы для выезда из Беларуси; иностранным гражданам запрещают въезжать в Беларусь. Особенно беспокоит ограничение на вывоз детей за границу, как в целях оздоровления, так и для усыновления гражданами других стран.

Все механизмы подавления гражданских прав и свобод в Беларуси за последние два года были подчинены одной цели — проведению массовых фальсификаций итогов референдума для обеспечения возможности Александру Лукашенко править страной пожизненно.

Недавно Лукашенко инициировал перестановку в руководстве КГБ. Очевидно, власти предчувствуют неизбежное поражение и изо всех сил стараются использовать последний шанс, чтобы контролировать репрессивную машину. Благодаря изменениям в Законе «О внутренних войсках МВД Республики Беларусь» отныне солдаты внутренних войск, которые используются для подавления массовых акций протеста, могут применять спецсредства, боевую технику и оружие по прямому указанию Лукашенко.

Однако Лукашенко и его режим серьезно испугались демократических перемен, которые прокатились по Украине и Грузии. По телевидению Лукашенко уверяет редеющие ряды своих сторонников, что «ни оранжевой, ни розовой, ни банановой революции в Беларуси не будет».

Поживем-увидим.

Что могут сделать США и ЕС для поддержки демократических преобразований в Беларуси?

Необходимо согласовать позиции США и ЕС по отношению к Беларуси.

Это необходимо, во-первых, для того, чтобы структуры США и Европейского Союза смогли консолидировано оказывать давление, как на нынешний белорусский режим, так и на руководство Российской Федерации. Во-вторых, трезвый и единый подход не даст ряду структур Евросоюза идти на компромисс с режимом Лукашенко. Белорусские правозащитники заметили, что самая мощная волна репрессий начиналась как раз во время попыток международных структур сесть за стол переговоров с режимом Лукашенко.

Нужно расширить список людей, которым запрещен въезд в страны США и Европы

Список должен включать представителей властных структур, членов Центризбиркома, сотрудников силовых структур, руководителей и журналистов государственных СМИ.

Нужно предать гласности отчет о незаконной торговле оружием властными структурами

Это необходимо для поднятия вопроса внутри страны о внебюджетных фондах Лукашенко и коррупции в рядах его структур.

Вновь ввести в действие поправку Джексона-Веника до тех пор, пока не будут освобождены политические заключенные и не будет проведено объективное расследование дел о насильственных исчезновениях в Беларуси.

Поддержать структуры гражданского общества, создание информационной сети, профинансировать фонд поддержки политзаключенных и их семей

Для поддержки политических преобразований мы должны развивать гражданское общество.

Хотя перед нами стоят серьезные проблемы, не нужно забывать, что уже было достигнуто:

Произошел серьезный спад популярности Лукашенко. Сегодня 66% избирателей негативно относятся к нему.

Сегодня мы наблюдаем объединение политических партий в общую коалицию, а активных групп гражданского общества в совет гражданских инициатив «Свободная Беларусь». Растущее единство партий и НПО дает возможность демократическому движению выдвинуть единого кандидата на президентских выборах и вырабатывать общую стратегию.

В нашей стране возникло молодежное движение «Зубр» — одна из наиболее динамичных политических сил, которая сегодня организовывает большинство уличных акций и протестов в Беларуси, примерно так же, как «Пора» поддерживала политические изменения в Украине.

Уличные демонстрации и восьмидневные акции протеста после выборов и референдума показали, что люди понимали опасности диктатуры и готовы были защищать свое будущее.

Судя по этим достижениям, мы не отличаемся от украинцев или грузин. Так же как и у них, у нас есть все, что нужно для победы — желание быть свободными.

Меня часто спрашивают: «Когда Беларусь завоюет свою свободу?»

Выступая в Братиславе, городе, который ассоциируется с духом свободы и демократии, я могу дать вам уверенный ответ: «Очень скоро».

Большое спасибо.