Ирина Красовская: «С этого начинается наша свобода»

29.11.2005

«Изменение ситуации в Беларуси зависит он нас. Зависит от того, как скоро мы сумеем преодолеть свой страх. Чем мы отличаемся от народов Грузии и Украины? Мы такие же, как и они — мы хотим жить в свободной и демократичной стране», — сказала в интервью пресс-центру Хартии’97 лидер гражданской инициативы «Мы помним», член Совета гражданских инициатив «Свободная Беларусь» Ирина Красовская. «Я благодарна всем белорусам, нашим друзьям за рубежом, которые выражают солидарность и зажигают свечи 16 числа. Не все могут преодолеть свой страх открыто, на площади. Но выключить на 15 минут свет для многих — это уже поступок. И, может быть, с этого начинается наша свобода».

На прошлой неделе Ирина Красовская представляла Беларусь в Тбилиси на международном форуме «Новая волна освобождения Европы — демократия и трансформация», приуроченном ко второй годовщине «революции роз» в Грузии.

- Ирина, только что Грузия и Украина отметили годовщины своих революций. На ваш взгляд, по прошествии времени, насколько правильный выбор сделали народы этих стран, какие у них сейчас перспективы?

— Анализируя два прошедших после революции года, президент Грузии Михаил Саакашвили сказал, что народ Грузии оказался более подготовлен к свободе, чем многие предполагали. За два года народ Грузии стал истинным хозяином своей страны, он принял на себя ответственность за ее судьбу, за будущее нации.

Думаю, эти высказывания справедливы и для настоящей ситуации в Украине. Президент Украины Виктор Ющенко сказал, что победить в оранжевой революции мог только народ. И украинцы встали с колен — более миллиона человек собрались на Майдане, чтобы отстоять свободу.

— Вы участвовали в Тбилиси на представительном международном форуме «Новая волна освобождения Европы — демократия и трансформация». Какие конкретно вопросы обсуждались на форуме?

— На празднование второй годовщины Революции Роз я была приглашена Президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Мне посчастливилось встретиться с теми людьми, которые являются легендой и символами борьбы за справедливость, свободу и демократию. На форуме выступали Президент Грузии Михаил Саакашвили, Президент Украины Виктор Ющенко, Президент Румынии Траян Басеску, Президент Эстонии Арнольд Рюйтель, спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе, Премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели, всемирно известный французский философ Андре Глюксман, известный борец за свободу Натан Щаранский, вдова убитого лидера Сербии Ружица Джинджич, российский политик Борис Немцов.

Это был серьезный разговор о проблемах свободы, законности, порядка, справедливости, об ответственности, а также о диктатуре.

Блестящий доклад сделал Натан Щаранский. Он говорил об основах демократии, о свободном обществе и обществе страха, о диктатуре и диктаторах. Будучи модератором панели, где присутствовали четыре президента, он пошутил, что помнит то время, когда был модератором подобной дискуссии 20 лет назад в камере Гулага, где собрались люди разного вероисповедания, разных национальностей, из разных стран Советского Союза. Но была единственная вещь, которая их объединяла — все они оказались в камере, потому что хотели жить в свободной стране.

В каждом обществе, говорил он, есть три группы людей — диссиденты, которых единицы, и они всегда открыто говорят все, что думают о режиме. Вторая группа — люди, которые истинно верят в то, что живут в процветающем государстве, даже если оно диктаторское. И есть третья группа людей — наиболее многочисленная. Это люди двойной мысли, как он их называет. У них есть критические мысли по отношению к государству, в котором они живут, но они их не высказывают открыто. В основе их молчания лежит чувство страха. Тяжело перейти черту и начать открыто высказывать свои мысли.

Михаил Саакашвили сказал, что диктатура всегда использует насилие, которое порождает страх. Но каким бы серьезным и жестоким насилие ни было, наступает момент, когда народ перестает терпеть, и он сметает все преграды на своем пути к свободному обществу. Мы видели кадры хроники, показывающие как Манана Стуруа, не побоявшись направленного на нее дула автомата, сорвала маску с бандита, терроризирующего простых людей. Я видела ее — молодая хрупкая женщина. В присутствии всех гостей, собравшихся на годовщине Революции Роз, Президент Грузии вручил ей Орден Чести.

Андре Глюксман говорил о том, что диктаторы — это террористы. Они терроризируют соседей и собственный народ; они создают военный режимы и истребляют собственное население; они используют силу против своих граждан.

Глюксман много говорил о судьбе чеченского народа. Он считает, что отношение Путина к Чечне — это его послание и урок странам, которые не согласны с его позицией. Народы, которые не разделяют взглядов Путина — разделят судьбу Чечни; личности, которые не разделяют взглядов Путина — разделят судьбу Ходорковского. Он призвал к международной солидарности против диктаторских режимов и к отказу от равнодушия, что могло бы помочь привести мир к стабильности и демократии.

— Насколько серьезную обеспокоенность выразили участники конференции существованием в Европе диктатуры Лукашенко?

— Вопрос Беларуси обсуждался в контексте проблем, связанных с существованием диктатур. Здесь я солидарна с Натаном Щаранским, который всегда был жестким по отношению к диктаторским режимам и всегда утверждал, что вещи надо называть своими именами. Страна, где политические противники власти исчезают, где негосударственные организации закрываются, где нет свободы слова — это диктатура. И только четко обозначив режим, можно искать пути изменения ситуации.

В День празднования второй годовщины Революции Роз в Грузии праздновали День Святого Георгия — защитника свободы. В этот же день в центре Тбилиси, на площади Свободы, заложили «Памятник Свободы». При этом многие присутствующие там спрашивали, когда же Беларусь будет праздновать свою Свободу.

Изменение ситуации в Беларуси зависит он нас. Зависит от того, как скоро мы сумеем преодолеть свой страх. Чем мы отличаемся от народов Грузии и Украины? Мы такие же, как и они — мы хотим жить в свободной и демократичной стране

— Выступая в Тбилиси, Вы призвали международное сообщество выработать единую позицию по торговле с режимом Лукашенко и ввести намного более ограничительные экономические санкции.

— Я по-прежнему уверена, что никакая кооперация с диктатурой невозможна. Если кто-то из наших соседей еще на это надеется, думаю, что он неискренен и просто хочет решить корыстные интересы, прикрываясь отрицательным отношением к самоизоляции Беларуси.

Я очень много обсуждала эти вопросы с видными политиками Европы и США, и они поддержали меня, сказав, что взаимодействие с режимом Лукашенко невозможно. Возможно развитие гражданского общества, поддержка демократических сил, увеличение числа культурных, студенческих обменов, для того чтобы белорусы больше знакомились с ценностями Европы, и понимали, насколько ненормальна жизнь при диктатуре в современном мире.

— Известно, что вы стали одним из инициаторов проведения Дней белорусской солидарности. Почему?

— Как говорили в Тбилиси Натан Щаранский, Михаил Саакашвили, Виктор Ющенко, чтобы завоевать свободу самое главное необходимо преодолеть страх. Преодолеть страх внутри себя. Не все могут сделать это открыто, на площади. Но выключить на 15 минут свет для многих — это уже поступок. И, может быть, с этого начинается наша свобода.

Я благодарна всем белорусам, нашим друзьям за рубежом, которые выражают солидарность и зажигают свечи 16 числа. Хочу привести один замечательный случай. Когда летела в самолете из Тбилиси, ко мне подошел Андре Глюксман. Он прочитал в газете «Экономист» статью о проведении в Беларуси Дней солидарности и о том, что белорусские демократы выбрали символом свободы джинсы. Глюксман показал на свои джинсы и сказал «Я с вами!».

Хартия-97